Организации самостоятельно определяют, как общие объёмы ремонтных работ, так и их структуру по видам. Расходы на все виды ремонта объектов основных средств производственного назначения включаются в состав затрат на производство и реализацию продукции. Организациям дано право выбрать вариант отнесения на себестоимость затрат на ремонт:
-путём включения в себестоимость фактических затрат на проведение ремонта непосредственно после его осуществления;
-путём создания ремонтного фонда на основе определения нормы формирования ремонтного фонда исходя из предполагаемого объёма ремонтных работ;
-путём отнесения фактических затрат по ремонту объектов основного капитала на расходы будущих периодов с последующим списанием на производственные затраты.
Финансирование всех видов ремонта непроизводственных элементов основного капитала производится за счёт прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Полное восстановление – осуществляется путём замены действующих объектов новыми (в том числе в ходе капитального строительства).
При этом воспроизводство может иметь две формы:
-простое воспроизводство, когда затраты на восстановление основных средств, соответствуют по величине начислений амортизационным отчислениям;
-расширенное воспроизводство, когда затраты по восстановлению основных средств превышают сумму начисленных амортизационных отчислений.
Основным методом расширенного воспроизводства основного капитала являются прямые инвестиции (капитальные вложения).
Прямые инвестиции представляют собой затраты на создание новых объектов основного капитала, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих. Источники финансирования прямых инвестиций аналогичны источникам формирования основных средств и их достаточность имеет решающее значение для обеспечения эффективной деятельности организации.
Всоставе собственных источников ведущее место занимают прибыль и амортизационные отчисления.
41
Прибыль – важный источник финансирования прямых инвестиций предприятий, который увязывает конечные финансовые результаты деятельности и возможности по развитию.
Для финансирования инвестиций в основные средства может использоваться прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты всех видов налогов и иных аналогичных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, выполнения первоочередных обязательств перед кредиторами и инвесторами.
Сумма прибыли, предназначаемая на финансирование инвестиций в основной капитал, определяется при её распределении в финансовом плане.
Амортизация – это денежное выражение износа основных средств в процессе их производительного функционирования. Амортизационные отчисления являются наиболее стабильным источником финансирования воспроизводства основных средств, поскольку их наличие и размеры не связаны с результатами финансово-хозяйственной деятельности, а обусловлены особенностью кругооборота стоимости уже имеющихся у организации основных средств. Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции и возмещаются организации в составе выручки от реализации. Изначально амортизационные отчисления предназначены для обеспечения простого воспроизводства амортизируемых объектов по окончании срока полезного использования. Но одновременно возможно использование амортизационных отчислений в качестве источника финансирования расширенного воспроизводства основного капитала, т. к. в течение срока полезного использования амортизируемого объекта амортизационные отчисления накапливаются у предприятия в денежной форме и могут быть использованы как временно свободные денежные средства.
Различная скорость утраты основными средствами своих первоначальных функциональных свойств под воздействием физического и морального износа определяет необходимость формирования амортизационной политики, которая определяет уровень интенсивности обновления основных средств в соответствии со спецификой их эксплуатации.
Формирование амортизационной политики организации в настоящее время регламентируется для целей бухгалтерского учёта. Положением по бухгалтерскому учёту 6/01 «Учёт основных средств», утверждённым приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н, а для целей налогообложения – главой 25 Налогового кодекса РФ.
42
На сегодняшний день в РФ действуют следующие способы и методы начисления амортизационных отчислений:
1. В целях бухгалтерского учёта:
1.1линейный способ – начисление амортизации производится равномерно и годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной (восстановительной) стоимость объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной из срока полезного использования этого объекта;
1.2способ уменьшаемого остатка – годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчётного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с законодательством РФ.
Коэффициент ускорения применяется по перечню высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования, устанавливаемому федеральными органами исполнительной власти.
Размер коэффициента дифференцирован в зависимости от видов основных средств. По движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга и относимому к активной части основных средств, может применяться в соответствии с условиями договора лизинга коэффициент ускорения не выше 3 и это максимально допустимое значение коэффициента.
Суть применяемого метода состоит в том, что доля амортизационных отчислений, относимых на себестоимость продукции, будет максимальна в первые годы действия амортизируемых объектов и будет уменьшаться с каждым последующим годом эксплуатации объекта основных средств, для которого амортизация начисляется способом уменьшаемого остатка;
1.3способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта.
Данный способ начисления амортизации предпочтителен тем, что позволяет уже в начале эксплуатации списать большую часть стоимости основных средств, далее темп списания замедляется, что обеспечивает снижение
43
себестоимости продукции и предоставляет возможности для более быстрого обновления основных средств;
1.4 способ списания стоимости пропорционально объёму выпускаемой продукции (работ) – начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объёма продукции (работ) в отчётном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объёма продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
2. В целях налогового учёта:
2.1. Линейный метод При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц
амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определённой для данного объекта.
При применении линейного метода норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле
К [1/ n] 100% , |
(4) |
где К – норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;
n – срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах;
2.2. Нелинейный метод Для каждой амортизационной группы (подгруппы) определяется
суммарный баланс, который рассчитывается как суммарная стоимость всех объектов амортизируемого имущества, отнесенных к данной амортизационной группе (подгруппе).
По мере ввода в эксплуатацию объектов амортизируемого имущества первоначальная стоимость таких объектов увеличивает суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы).
Суммарный баланс каждой амортизационной группы (подгруппы) ежемесячно уменьшается на суммы начисленной по этой группе (подгруппе) амортизации. При этом сумма начисленной за один месяц амортизации для каждой амортизационной группы (подгруппы) определяется исходя из
44
произведения суммарного баланса соответствующей амортизационной группы (подгруппы) на начало месяца и норм амортизации, установленных по следующей формуле
А = В х К/100, |
(5) |
где A – сумма начисленной за один месяц амортизации для соответствующей амортизационной группы (подгруппы);
B – суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы);
k – норма амортизации для соответствующей амортизационной группы (подгруппы).
В целях применения нелинейного метода начисления амортизации применяются нормы амортизации, определённые Налоговым кодексом РФ (таблица 4).
Таблица 4 – Нормы амортизационных отчислений, применяемые при использовании нелинейного метода начисления амортизации
Амортизационная группа |
Норма амортизации (месячная) |
|
|
Первая |
14,3 |
Вторая |
8,8 |
Третья |
5,6 |
Четвёртая |
3,8 |
Пятая |
2,7 |
Шестая |
1,8 |
Седьмая |
1,3 |
Восьмая |
1,0 |
Девятая |
0,8 |
Десятая |
0,7 |
|
|
В случае, если суммарный баланс амортизационной группы (подгруппы) становится менее 20 000 рублей, в месяце, следующем за месяцем, когда указанное значение было достигнуто, если за это время суммарный баланс
45