В случае незаконного увольнения или перевода работник вправе обратиться с исковым заявлением в суд (ст. 391 ТК РФ).
В соответствии со ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
В случае признания увольнения незаконным орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может по заявлению работника принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию, либо изменении причины увольнения.
Если в случаях, предусмотренных ст. 394 ТК РФ, после признания увольнения незаконным суд выносит решение не о восстановлении работника, а об изменении формулировки основания увольнения, то дата увольнения должна быть изменена на дату вынесения решения судом. В случае когда к моменту вынесения указанного решения работник после оспариваемого увольнения вступил в трудовые отношения с другим работодателем, дата увольнения должна быть изменена на дату, предшествующую дню начала работы у этого работодателя.
В случае увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.
ТК РФ не содержит определения понятия ученического договора, как это сделано применительно к трудовому договору. В ст. 198 ТК РФ говорится о том, что работодатель имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации — ученический договор на обучение или переобучение без отрыва от работы.
Ученический договор того и другого вида является дополнительным к трудовому договору.
Ученический договор заключают, с одной стороны, работодатель — юридическое лицо, который осуществляет обучение в процессе производства, имеющий в необходимых случаях лицензию на осуществление образовательной деятельности, и, с другой стороны, ученик — физическое лицо (работник или лицо, ищущее работу), обладающее ученической правоспособностью. Моментом возникновения правоспособности ученика следует признать достижение определенного законом возраста. Ученик может быть принят на обучение профессии, работа по которой не будет противопоказана его здоровью.
Ученический договор заключается в письменной форме в двух экземплярах на срок, необходимый для обучения данной профессии, специальности, квалификации.
Содержание ученического договора составляют все его условия, по которым достигнуто соглашение сторон договора, а содержание ученического правоотношения — права и обязанности субъектов, определяемые ученическим договором и трудовым законодательством. Таким образом, ученическое правоотношение по своему содержанию шире, чем ученический договор. Оно
включает в себя не только права и обязанности, вытекающие из договора, но права и обязанности, которые закреплены в законодательстве.
Так, любой ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией; проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества. Ученический договор может содержать и иные условия, определенные соглашением сторон.
Срок ученического договора – время, необходимое для обучения данной профессии, специальности, квалификации (ч.1 ст. 200 ТК РФ). Сроки обучения определены, исходя из сложности профессии, объема профессиональных знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучающийся, и составляют от одного до шести месяцев. По отдельным профессиям рабочих с учетом сложности технологического процесса, мощности обслуживаемого оборудования и др. в Перечне указаны сроки обучения, превышающие 6 месяцев.
Условия заключаемого ученического договора должны соответствовать действующему законодательству и не ухудшать положение ученика. Условия, противоречащие ТК РФ, коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и не применяются.
Ученический договор действует со дня, указанного в договоре, в течение предусмотренного им срока. В период действия ученического договора его содержание может быть изменено только по соглашению сторон. На время болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, предусмотренных законодательством, действие ученического договора продлевается (ст. 201 ТК РФ).
Работники, проходящие обучение в организации, по соглашению с работодателем могут полностью освобождаться от работы по трудовому договору либо выполнять эту работу на условиях неполного рабочего времени. В период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочным работам, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством (ст. 203 ТК РФ).
На учеников в период ученичества распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда (ст. 205 ТК РФ), а основаниями расторжения ученического договора являются основания, предусмотренные этим договором (ст. 208 ТК РФ).
Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. Из указанного положения закона следует, что стипендия выплачивается независимо от выполнения учеником работы. Размер стипендии определяется ученическим договором и носит постоянный характер, он не зависит от выполнения норм выработки, как заработная плата в трудовых отношениях. На размер стипендии сказывает влияние профессия, специальность, квалификация, которую приобретает ученик. В отличие от оплаты ученичества, которая осуществляется в форме стипендии, работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам (ч. 2 ст. 204 ТК РФ). Оплата выполненной в процессе обучения работы не означает, что ученику выплачивается заработная плата, как в трудовом договоре. Необходимость оплаты выполняемой работы в период ученичества обосновывается тем, что на практических занятиях ученик выполняет работу по заданию работодателя, которая может приносить ему (работодателю) экономическую выгоду.
Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается (ч.1 ст.207 ТК РФ).
В случае если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе, не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством (ч. 2 ст. 207 ТК РФ).
По окончании ученичества ученик обязан проработать по трудовому договору определенный в ученическом договоре срок.
рабочее время состоит из двух частей: 1) времени производительной работы; 2) времени перерывов в работе (потерь рабочего времени из-за производственных неполадок и потерь, которые зависят от самого работника).
Рабочее время состоит из фактически отработанного времени работником в течение дня. В рабочее время включаются также и другие периоды в границах установленной нормы рабочего времени, когда работа фактически не выполнялась (например, простой не по вине работника, оплачиваемые перерывы в течение рабочего дня, смены). Рабочее время, в течение которого работник должен выполнять свои обязанности, не всегда совпадает с фактически отработанным временем. Фактическое – это реально затраченное каждым отдельным работником время, определяющее его конкретное участие в трудовом процессе. Оно может совпадать со всем рабочим временем или нормой, а может быть как меньше, так и больше ее.
К рабочему времени относятся и иные периоды времени, в течение которых работник не работал, но, в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ включаются в рабочее время. К таким периодам, в частности, относятся перерывы для обогревания и отдыха, предоставляемые работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых, необогреваемых помещениях; перерывы для кормления ребенка, предоставляемые женщинам, имеющим детей до полутора лет; периоды простоя не по вине работника, и др. Эти перерывы оплачиваются в размере среднего заработка работника. В этих случаях рабочее время как норма труда не совпадает с фактически отработанным — фактическое будет меньше. А при сверхурочной работе фактически отработанное время будет больше установленной законодательством нормы.
ТК дает легальное определение рабочего времени. Рабочее время
— время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени
Трудовое законодательство устанавливает следующие виды рабочего времени: 1) нормальная продолжительность рабочего времени; 2) сокращенная продолжительность рабочего времени и 3) неполное рабочее время.
Нормальная продолжительность рабочего времени. Ст. 91 ТК РФ устанавливает, что нормальная продолжительность рабочего не может превышать 40 часов в неделю.
Это предельная норма рабочего времени распространяется на всех работников, заключивших трудовой договор, независимо от того, в организации какой организационно - правовой формы они работают, постоянная, временная или сезонная у них работа, 5-дневная или 6-дневная рабочая неделя. Все работодатели обязаны соблюдать эту норму и вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Сокращенная продолжительность рабочего времени. Имеет ряд особенностей: во-первых, установлена ТК РФ и федеральными законами, вовторых, обязательна для исполнения работодателем, в-третьих, оплачивается как нормальное рабочее время.
Так, с учетом возраста продолжительность рабочего времени устанавливается работникам, не достигших 16 лет – не более 24 часов в неделю. Не более 35 часов в неделю - работникам в возрасте от 16 до 18 лет. Это правило применяется к несовершеннолетним, которые не обучаются в образовательных учреждениях.
Продолжительность рабочего времени учащихся устанавливается законодателем с учетом возраста и периода выполнения работы (работают ли они в каникулярный период или в течение учебного года). На учащихся, работающих в период каникул, распространяется общая норма (соответственно не более 24 часов и не более 35 часов в неделю) и продолжительность рабочего времени в данном случае определяется возрастом. А если учащиеся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет работают в течение учебного года в свободное от учебы время, то их продолжительность рабочего времени не может превышать половины установленных норм (соответственно не более 12 часов - для лиц в возрасте до 16 лет и 17,5 часов – для лиц в возрасте от 16 до 18 лет).
Сокращенное рабочее время установлено для работников:
- с пониженной трудоспособностью — инвалидов I и II групп
- занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Трудовой кодекс предусматривает сокращенное рабочее время также для отдельных категорий работников умственного труда, деятельность которых связана с повышенным интеллектуальным и нервным напряжением.
Так, педагогическим работникам образовательных учреждений продолжительность рабочего времени устанавливается не более 36 часов в неделю
- медицинским работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю
Сокращенное рабочее время также устанавливается для лиц, совмещающих работу с обучением
Неполное рабочее время. Данный вид рабочего времени устанавливается по соглашению между работником и работодателем как при приеме на работу, так и в последствии (в течение действия трудового договора). Кроме того, работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного объема работ. Этим неполное рабочее время отличается от сокращенной продолжительности рабочего времени.
Под режимом рабочего времени следует понимать распределение времени работы в пределах суток, недели, месяца, а также другого календарного периода.
Сменная работа. В организациях графики сменности могут устанавливаться на месяц, квартал, год и т. д. При сменной работе каждая группа работников должна выполнять работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком. Графики сменности могут быть двухсменные, трехсменные и четырехсменные.
Графики сменности предусматривают количество смен, продолжительность ежедневной работы, продолжительность междусменного и еженедельного непрерывного отдыха, порядок чередования смен и др.
Продолжительность ежедневной работы должна определяться с соблюдением установленной законодательством продолжительности рабочей недели, а также с учетом предельно допустимой продолжительности ежедневной работы (смены).
Работодатель при составлении графиков сменности должен учитывать мнение представительного органа работников. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору или могут быть самостоятельным актом. Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. Работа в течение двух смен подряд запрещается. Установленные графики сменности являются обязательными для обеих сторон трудового договора.
В соответствии со ст. 102 ТК допускается работа в режиме гибкого рабочего времени. Гибкий режим рабочего времени является формой организации труда, при которой для отдельных работников или коллективов структурных подразделений в рамках одной организации допускается саморегулирование как начала, окончания, так и общей продолжительности рабочего дня. Основным элементом режима гибкого рабочего времени являются скользящие (гибкие)
графики работы. Они могут устанавливаться по соглашению сторон трудового договора как на стадии приема на работу, так и в процессе трудовой деятельности. Работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и др.).
Режим гибкого рабочего времени используется в тех случаях, когда по каким либо причинам дальнейшее применение обычных графиков затруднено либо малоэффективно. Элементами режима гибкого рабочего времени являются: 1) переменное (гибкое) время в начале и конце рабочего дня (смены), в пределах которого работник вправе начинать и заканчивать работу по своему усмотрению и 2) фиксированное время — период обязательного нахождения всех работников, занятых по режиму гибкого рабочего времени. При этом по своей значимости и продолжительности — это основная часть рабочего дня. Начало и окончание работы определяются по соглашению сторон.
Вахтовый метод работы. Это особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.
Вахтовый метод работы применяется при значительном удалении места работы от места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта либо реконструкции конкретных объектов производственного, социального назначения в отдаленных или необжитых районах. Кроме того, он может применяться в районах с особыми природными условиями, а также в целях осуществления иной производственной деятельности.
Важной особенностью вахтового метода работы является то, что работники, привлеченные к таким работам, проживают в специально создаваемых работодателем вахтовых поселках, которые представляют собой комплекс зданий и специальных сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности указанных работников во время выполнения ими работ и междусменного отдыха, либо в приспособленных для этих целей и оплачиваемых за счет работодателя общежитиях, иных жилых помещениях. Работа выполняется сменным персоналом.
Законодатель устанавливает продолжительность вахты. Вахтой считается общий период, включающий время выполнения работ на объекте и время междусменного отдыха в данном вахтовом поселке. Особенность режима рабочего времени при вахтовом методе работы состоит в том, что продолжительность смены удлиняется до 12 часов. Продолжительность вахты не может превышать одного месяца. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 299 ТК в исключительных случаях на отдельных объектах работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации может увеличить продолжительность вахты до трех месяцев.