Ст. 112 Трудового кодекса РФ – это единственная норма, которая на федеральном уровне закрепляет перечень обязательных нерабочих праздничных дней.
При совпадении выходного и нерабочего праздничного дня выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.
Перенос выходных дней, совпадающих с праздничными, осуществляется в организациях, применяющих различные режимы труда и отдыха, при которых работа в праздничные дни не производится. Имеются в виду режимы работы с постоянными фиксированными по дням недели выходными днями и со «скользящими» днями отдыха (например, по графику сменности со «скользящими» днями отдыха и значительным сокращением ночных смен).
Правительству РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления дано право в пределах своих полномочий определять порядок работы в нерабочие праздничные дни государственных и муниципальных служащих, других работников органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также порядок работы подведомственных (подчиненных) организаций, организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения и оказанием услуг (энергообеспечение, отопление и тепло-, водо-, газоснабжение, связь, больницы, станции скорой и неотложной медицинской помощи, банковские организации и др.).
Право переносить выходные дни на другие дни недели Трудовой кодекс предоставляет Правительству РФ. Как правило, такой перенос осуществляется в тех случаях, когда между выходным и нерабочим праздничным днем имеется не более двух рабочих дней. Нерабочие праздничные дни предоставляются независимо от выходных дней. При совпадении выходных и праздничных дней действует правило переноса выходного дня на следующий после праздничного рабочий день.
Гарантией права на отдых является ст. 113 ТК РФ запрещающая работу в выходные и нерабочие праздничные дни и содержит исключительные случаи привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.
ТК РФ закрепляет право на отпуск. В ней просматривается четкая дифференциация всех отпусков на две большие группы:
1.Ежегодные оплачиваемые отпуска;
2.Отпуска без сохранения заработной платы.
Во-первых, Конвенция устанавливает, что право на отпуск у работника появляется не позднее чем через шесть месяцев после трудоустройства. При этом государства, ратифицировавшие конвенцию, могут определить и более короткий срок предоставления отдыха.
Во-вторых, отпуск не может быть короче трех рабочих недель за один год работы. Работник имеет право поделить его на две части. И работодатель обязан предоставить первую половину отпуска не менее чем на две недели. Второй половиной работник может распорядиться как угодно.
В-третьих, по Конвенции, если у работника есть неиспользованные отпуска, государство должно дать ему право воспользоваться ими в срок не меньше 18 месяцев.
За время отпуска за работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок, что является важной гарантией использования отпуска по назначению, т.е. для отдыха.
Право на отпуск имеют все категории работников (временные, сезонные, совместители и т.п.) независимо от организационно – правовой формы работодателя. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Это время, предоставляемое работнику с сохранением места работы и среднего заработка. К времени отдыха относятся только ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска. Другие виды отпусков имеют целевое назначение, например, учебные отпуска для работников, совмещающих работу с обучением, отпуска по уходу за ребенком.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Увеличение ежегодного основного отпуска осуществляется двумя способами: нормативным путем и договорным. Такие отпуска называют удлиненными отпусками. Они предоставляются в тех случаях, когда это прямо предусмотрено ТК РФ или другими федеральными законами. Основное назначение таких отпусков – обеспечить более длительный отдых работникам с учетом их возраста, состояния здоровья и условий труда. Соответственно продолжительность такого отпуска определяется в зависимости от критерия предоставления отпуска.
Ярким примером наличия удлиненного основного отпуска является предоставление его педагогическим работникам. Его продолжительность определяется постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений».
Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами» - такое определение данного вида оплачиваемого отпуска закреплено в ст. 116 ТК РФ. Он предоставляется работникам сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска и присоединяется к основному.
Иные виды отпусков
Отпуска без сохранения заработной платы
Работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы:
участникам Великой Отечественной войны - до 35 календарных дней в году;
работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году;
родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, - до 14 календарных дней в году;
работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году;
работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до пяти календарных дней; в других случаях,
Учебные отпуска
Лицам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам, по месту их работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы
Отпуска женщинам и лицам с семейными обязанностями.
Отпуск по беременности и родам.
Отпуск по уходу за ребенком.
Отпуск работникам, усыновившим ребенка
Периоды, которые включаются в стаж работы, дающий право на использование ежегодного основного отпуска (ст. 121 ТК РФ), можно разделить на: периоды, в течение которых работник исполнял возложенные на него трудовые обязанности; и периоды, когда работник не работал, однако это время приравнивается к периодам осуществления трудовой деятельности и засчитывается в стаж работы.
В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются:
время фактической работы;
время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха;
время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе;
период отстранения от работы работника, не прошедшего обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине.
В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включается:
время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 ТК РФ;
время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста.
Продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников
исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается.
Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.
Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее, чем за две недели до наступления календарного года.
График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.
О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее, чем за две недели до его начала.
При составлении графика отпусков учитываются не только пожелания работников, но и особенности производственного процесса. Уход работников в отпуск не должен нарушать нормальную работу организации. Поэтому в некоторых коллективных договорах или в локальных нормативных актах организации установлено правило, что в каждом календарном месяце может уходить одновременно в отпуск только определенное количество сотрудников того или иного структурного подразделения.
К работникам, просьбы которых о времени использования отпусков должны учитываться при составлении графика отпусков, относятся:
работники в возрасте до 18 лет;
участники Великой Отечественной войны, инвалиды войны, ветераны боевых действий на территориях других государств, в том числе и инвалиды, лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда», ветераны труда;
Герои Советского Союза, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы;
Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы;
Лица, награжденные знаком «Почетный донор России»;
Лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации ее последствий.
Отпуск работнику оформляется приказом (распоряжением), в котором указываются дата начала отпуска, его продолжительность, за какой рабочий год он предоставляется.
Временная утрата работником трудоспособности может повлечь за собой как продление отпуска, так и перенесение даты его начала.
При наступлении временной нетрудоспособности работника уже в период пребывания в отпуске продолжительность отпуска по общему правилу продлевается на количество дней нетрудоспособности.