Материал: экзамен тп

Внимание! Если размещение файла нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам

41. Виды трудовых договоров.

Виды трудового договора по сроку его действия можно определить следующим образом:

  • на неопределенный срок;

  • на определенный срок не более 5 лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен ФЗ.

Основной разновидностью является договор на неопределенный срок, и именно он должен заключаться в большинстве случаев.

Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения ( например, временные работы, сезонные работы и др.).

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

В случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Виды трудового договора по характеру трудовых отношений:

трудовой договор по основному месту работы - В договоре об основной работе предполагается, что работник постоянно осуществляет трудовую функцию у данного работодателя в полном объеме с учетом установленного для него рабочего времени.

трудовой договор на работе по совместительству (гл. 44 ТК РФ) - означает выполнение работником в соответствии с трудовым договором другой регулярной оплачиваемой работы в свободное от основной работы время. Объем выполняемой работы, как правило, пропорционален продолжительности рабочего времени, которая не должна превышать 4 часов в день либо половины нормы рабочего времени за соответствующий учетный период (за исключением случаев, когда работник свободен от основной работы). В договоре о работе по совместительству в качестве обязательного ситуационного условия должно быть указано, что работа является именно совместительством.

Следует учитывать, что соответствующий договор может быть заключен работником как с работодателем по основной работе (внутреннее совместительство), так и с другим работодателем (внешнее совместительство). При этом возможно заключение договоров о работе по совместительству с неограниченным числом работодателей.

Не допускается заключение трудового договора о совместительстве с лицами в возрасте до 18 лет, а также с лицами, основная работа которых относится к категории тяжелых или осуществляется во вредных (опасных) условиях труда, если работа по совместительству имеет аналогичные характеристики;

Трудовой договор о временной работе сроком до двух месяцев (гл. 45 ТК РФ)- При приеме на временную работу работникам не устанавливается испытательный срок. Временные работники могут быть привлечены с их письменного согласия к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. По общему правилу привлечение работников в выходные и нерабочие праздничные дни производится в строго определенных случаях (для предотвращения катастрофы, несчастных случаев, неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств и т.д). Работа в выходные и нерабочие праздничные дни компенсируется в денежной форме не менее чем в двойном размере, а предоставление другого дня отдыха не предусмотрено.

При увольнении временного работника ему выплачивается денежная компенсация из расчета два рабочих дня за месяц работы.

Временные работники имеют право расторгнуть трудовой договор досрочно, предупредив работодателя в письменной форме за три календарных дня.

Работодатель обязан предупредить работника об увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников в письменной форме под расписку не менее чем за три календарных дня. Выходное пособие при увольнении не выплачивается, если иное не предусмотрено Трудовым Кодексом, коллективным договором или трудовым договором.

Трудовой договор о сезонной работе (не более 6 месяцев)(гл. 46 ТК РФ) В письменном трудовом договоре обязательно должно быть указание на сезонный характер работы. Испытательный срок для сезонного работника может быть установлен, но не может превышать двух недель. Оплачиваемый отпуск может быть предоставлен сезонному работнику из расчета два календарных дня за каждый месяц работы.

Сезонный работник обязан предупредить о досрочном расторжении трудового договора в письменной форме за 3 календарных дня. Работодатель обязан предупредить работника о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников в письменной форме под расписку не менее чем за 7 календарных дней. При увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка;

Трудовой договор о работе у работодателя — физического лица (гл. 48 ТК РФ) - Предметом договора является выполнение любой не запрещенной законом работы, определенной соглашением сторон трудового договора. Работодателю — физическому лицу запрещено оформлять трудовые книжки и вносить в них записи. Документом, подтверждающим время работы у работодателя — физического лица, является трудовой договор, который работодатель обязан зарегистрировать в соответствующем органе местного самоуправления. Трудовой договор может заключаться как на неопределенный, так и на определенный срок.

Режим работы, порядок предоставления выходных дней и ежегодных оплачиваемых отпусков устанавливаются по соглашению сторон (условия ТД не могут ухудшать положение работника по сравнению с действующим законодательством).

Трудовой договор может быть расторгнут как по общим основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом, так и по основаниям, установленным в самом договоре. Сроки предупреждения о расторжении трудового договора как со стороны работодателя, так и со стороны работника должны быть определены трудовым договором;

Трудовой договор о работе на дому (гл. 49 ТК РФ) - Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. Надомник может выполнять работу, обусловленную трудовым договором, с участием членов его семьи. При этом трудовые отношения между членами семьи надомника и работодателем не возникают(ст.310 ТК).

В случае если надомник использует свои инструменты и механизмы, ему выплачивается компенсация за их износ. Выплата такой компенсации, а также возмещение иных расходов, связанных с выполнением работ на дому, производятся работодателем в порядке, определенном трудовым договором. Но даже если договор не предусматривает подобных выплат, это не умаляет прав надомника, поскольку он вправе претендовать на погашение всех издержек в силу ст. 188 ТК РФ. В таком случае затраты подлежат возмещению исходя из расценок на оказываемый вид услуг в той местности, где выполняются надомные работы;

Контракт о государственной (муниципальной) службе - Контракт - разновидность трудового договора, основное правовое регулирование содержится в специальных законах, регламентирующих виды государственной (муниципальной) службы, а трудовое законодательство действует в части, не урегулированной специальными законами.

В зависимости от особенностей правового положения работника трудовые договоры могут подразделяться на трудовые договоры:

  • с лицами, не достигшими возраста 18 лет;

  • лицами, выполняющими семейные обязанности;

  • иностранными гражданами и лицами без гражданства.

По характеру условий выполнения работы выделяют договоры:

  • о работе в нормальных (обычных) условиях;

  • работе в ночное время;

  • выполнении тяжелой работы или работы во вредных (опасных) условиях;

  • работе в особых климатических зонах.

42. Срочный трудовой договор.

Все трудовые договоры по времени действия делятся на два вида (ст. 58 ТК

РФ):

-на неопределенный срок;

-на определенный срок, не более пяти лет, т.е. срочный трудовой договор, если иной срок не установлен ТК РФ и иными федеральными законами.

Следовательно, первый вид — это трудовой договор, заключаемый на неопределенный срок, когда стороны не оговаривают срок его действия. Вторым видом является срочный трудовой договор, который заключается на определенный срок, не превышающий пяти лет. Такой трудовой договор может быть заключен лишь в случае, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения.

Запрещено заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок. Если трудовой договор заключен на определенный срок без достаточных к тому оснований, установленных судом, то он считается заключенным на неопределенный срок.

Трудовой кодекс РФ не предусматривает общего правила о продлении или перезаключении срочного трудового договора, поэтому он должен быть расторгнут, и стороны могут заключить его на тот же или иной срок. Однако из этого правила есть исключения. Так, в случаях истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности.

В Трудовом кодексе РФ основания заключения срочного трудового договора подразделены на две группы: 

во-первых, когда срочный трудовой договор заключается обязательно, а во-вторых, когда он заключается по соглашению сторон.

1. Срочный трудовой договор заключается:

на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы,

на время выполнения временных (до двух месяцев) и сезонных работ;

с лицами, направляемыми на работу за границу

с лицами, направленными на работы временного характера и общественные работы;

с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы;

2. По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с

лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства,

с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья разрешена работа исключительно временного характера,

с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы

с лицами, получающими образование по очной форме обучения;

для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств

43. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями.

Особенности регулирования проявляется в ограничении применения труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Перечни таких работ утверждаются Правительством РФ.

Особые гарантии связаны с защитой материнства и детства. Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания, либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.

До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.

Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.

Женщинам предоставляются оплачиваемые отпуска по беременности и родам продолжительностью от 140 дней и более, а также частично оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Последний отпуск может быть использован полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. Аналогичные отпуска предусмотрены также для лиц, усыновивших ребенка.

Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц.

Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка. Эти перерывы включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.

Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин. Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет, а также работников, осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями. При этом указанные работники должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Дополнительные гарантии предоставляются женщинам и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации.

В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее заявлению продлить срок трудового договора до наступления у нее права на отпуск по беременности и родам.

Расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается, за исключением увольнения в связи с ликвидацией организации, несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, а также совершения работником виновных действий

44. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет.

Так, применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах не ограничивается, а запрещается. Кроме того, запрещается использование труда несовершеннолетних на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Несовершеннолетние принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.

Сокращенная рабочая неделя устанавливается: 1) для работников до16 лет — не более 24 часов в неделю; 2) для работников от 16 до 18 лет — не более 35 часов в неделю;

запрещено направлять несовершеннолетних в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (исключение сделано для творческих работников средств массовой информации и т.д.);

-лица, не достигшие возраста 18 лет, не допускаются к работам, выполняемым вахтовым методом

-установлен запрет на совместительство.

Определенные особенности имеются и в порядке предоставления отпусков:

-для несовершеннолетних работников предусмотрен удлиненный отпуск продолжительностью 31 календарный день.

-отпуск может быть предоставлен до истечения 6 месяцев непрерывной работы и использован в удобное для работника время.

-запрещается не предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также не предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет.

-не допускается досрочный отзыв из отпуска.

-установлен запрет на замену отпуска денежной компенсацией.

Полная материальная ответственность может быть возложена на лицо, не достигшее 18 лет, только за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного проступка

45. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству.

Совместительством называется выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы (внутреннее совместительство), так и в других организациях (внешнее совместительство). Работа по внутреннему совместительству допускается только по иной профессии, специальности или должности. Внешнее совместительство этим условием не ограничивается. Внутреннее совместительство следует отличать от совмещения профессий (должностей). Работа по совместительству всегда выполняется в свободное от основной работы время и оформляется отдельным трудовым договором. Работа в порядке совмещения профессий производится в рамках рабочего времени по основной работе и оформляется включением дополнительного условия в трудовой договор.

В определенных случаях законодатель ограничивает возможность работы по совместительству: не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до восемнадцати лет; на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями; государственные и муниципальные служащие, а также судьи не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Работодатель не вправе устанавливать продолжительность времени работы по совместительству более 16 часов в неделю. Отпуск при работе по совместительству предоставляется одновременно с отпуском по основной работе, даже если работник проработал по совместительству менее 6 месяцев. Если отпуск по основной работе длиннее отпуска по совмещаемой, работнику по его заявлению должен быть предоставлен по совмещаемой работе дополнительный неоплачиваемый отпуск.

Источник: https://studfile.net/preview/16496973/