Определенным категориям работников, кроме ежегодного основного оплачиваемого отпуска, полагается еще и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (трудящимся во вредных условиях) (ст. 116 ТК РФ).
Продолжительность такого отпуска зависит от того, к какой конкретно категории работников относится сотрудник. К примеру, «вредникам» полагается, как минимум, 7 календарных дней дополнительного отпуска за год, отработанный во вредных/опасных условиях (ст. 117 ТК РФ). А вот работникам, трудящимся в районах Крайнего Севера, положено 24 календарных дня ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 321 ТК РФ).
Дополнительные отпуска и порядок их предоставления(ст. 116 ТК РФ):
работникам с ненормируемым рабочим днем;
работникам, занятым на работах с вредными/опасными условиями труда;
работникам, трудящимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях;
работникам, выполняющим работы особого характера;
иным работникам, если условие о предоставлении им ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска прописано в том или ином федеральном законе.
Дополнительный оплачиваемый отпуск может быть предоставлен работникам, не имеющим право на такой отпуск в соответствии с законодательством, по усмотрению работодателя. Порядок предоставления этих дополнительных отпусков должен быть прописан в коллективном договоре или локальном нормативном акте (ЛНА).
1) Праздничные дни во время дополнительного отпуска. Если на период ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска приходятся праздничные нерабочие дни, то эти праздники не включаются в число календарных дней отпуска (ст. 120 ТК РФ). А дата выхода работника из отпуска в подобной ситуации зависит от того, как сформулировано заявление на отпуск.
2) Дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день. Продолжительность отпуска за ненормируемый рабочий день определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР). При этом минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам с ненормированным рабочим днем, составляет 3 календарных дня (ст. 119 ТК РФ).
Важно знать, что если работнику установлен ненормируемый рабочий день, то дополнительный отпуск по этому основанию ему положен, даже если за год он ни разу не привлекался к труду за пределами рабочего дня.
3) Дополнительный отпуск за вредные условия труда. Такой отпуск положен работникам, условия труда которых по результатам спецоценки рабочих мест признаны вредными (2, 3 или 4 степени) или опасными (ст. 117 ТК РФ).
Работникам, занятым на работах с вредными/опасными условиями труда, полагается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, составляющий, как минимум, 7 календарных дней. Причем продолжительность дополнительного отпуска за вредные условия труда конкретного работника должна быть установлена трудовым договором на основании отраслевого/межотраслевого соглашения и коллективного договора с учетом результатов проведенной спецоценки.
4) Дополнительный отпуск работникам Крайнего Севера. Работникам, трудящимся в районах Крайнего Севера, полагается дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого составляет 24 календарных дня (ст. 321 ТК РФ). А работникам, исполняющим свои трудовые обязанности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 16 календарных дней.
5) Дополнительный отпуск за выполнение работы особого характера. Категории работников, которым положен данный отпуск, а также его минимальная продолжительность и условия предоставления устанавливаются Правительством РФ (ст. 118 ТК РФ). Так, например, врачам общей практики полагается 3-дневный ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск при условии, что в данной должности работник непрерывно трудился свыше трех лет.
6) Дополнительный отпуск инвалидам. Предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, имеющим инвалидность, законодательством не предусмотрено. Однако данной категории работников полагается удлиненный ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней (ст. 23 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ). Причем, отпуск такой продолжительности положен всем работникам-инвалидам, независимо от группы инвалидности.
Правда, работник-инвалид может претендовать на дополнительный отпуск по иным основаниям, не связанным с наличием у него инвалидности. Например, дополнительный отпуск инвалидам 3 группы минимальной продолжительностью 3 календарных дня положен, если таким работникам-инвалидам установлен ненормированный рабочий день (ст. 119 ТК РФ). Кроме того, право работников-инвалидов на дополнительный оплачиваемый отпуск может быть установлено самим работодателем (ст. 116 ТК РФ).
Стоит также отметить, что помимо права на удлиненный ежегодный основной отпуск, у работников-инвалидов есть еще одна отпускная привилегия: по письменному заявлению работодатель обязан предоставлять данной категории работников отпуск без сохранения зарплаты («за свой счет») продолжительностью до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ).
Подтвердить свое право на удлиненный ежегодный основной оплачиваемый отпуск, а также на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы работник-инвалид должен справкой об установлении инвалидности.
7) Дополнительный отпуск работающим пенсионерам. Дополнительный отпуск пенсионеру, работающему у конкретного работодателя, предоставляется, только если право на дополнительный оплачиваемый отпуск работающим пенсионерам прописан в коллективном договоре или локальном нормативном акте (ст. 116 ТК РФ).
Но кроме основного ежегодного оплачиваемого отпуска, работающий пенсионер по старости (т. е. достигший пенсионного возраста) имеет право на отпуск «за свой счет» продолжительностью до 14 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ). Чтобы работающему пенсионеру был предоставлен такой отпуск, он должен написать соответствующее заявление на имя работодателя. Документом, подтверждающим право на такой отпуск, является пенсионное удостоверение.
8) Дополнительный отпуск в связи с профзаболеванием. Если здоровью работника причинен вред вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, то работодатель обязан предоставить работнику, которому необходимо лечение по вышеуказанным причинам, дополнительный оплачиваемый отпуск для санаторно-курортного лечения.
Данный отпуск предоставляется на весь период лечения, а также на время проезда к месту лечения и обратно.
9) Дополнительный отпуск медицинским работникам. Некоторым медицинским работникам положен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работы особого характера (об этом мы рассказывали выше), а некоторым – за работу во вредных условиях труда. Так, например, младший медицинский персонал, ухаживающий за ВИЧ-инфицированными, имеет право на 14 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.
10) Дополнительный отпуск ветеранам боевых действий. Ветераны боевых действий вправе претендовать на дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 35 календарных дней в году. Правда, данное правило не распространяется, к примеру, на лиц, направлявшихся на работу в Афганистане, которые отработали установленный при направлении срок или были откомандированы досрочно по уважительным причинам. Документом, на основании которого предоставляется отпуск «за свой счет», служит удостоверение ветерана боевых действий.
Также всем действующим военнослужащим, являющимся ветеранами боевых действий, полагается дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 суток.
Под заработной платой (оплатой труда работника) понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполнения работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В указанном определении бесспорно то, что заработная плата – это вознаграждение за труд работника, размер которого зависит от таких юридических фактов как сложность, количество, качество, условия выполняемой работы. Данные критерии дифференциации размера вознаграждения за труд связаны с самой работой, в то время как квалификация характеризует способности работника. Определение квалификации в ТК РФ не дано.
В Общероссийском классификаторе занятий (ОКЗ) выделено 4 уровня квалификации: первый соответствует основному общему образованию и среднему общему образованию, установленных Законом об образовании РФ; второй – начальному профессиональному образованию; третий – среднему профессиональному образованию; четвертый – высшему профессиональному образованию и послевузовскому профессиональному образованию.
К числу сущностных признаков заработной платы как правовой категории необходимо относить следующие:
1) это вознаграждение за труд наемного работника без какой-либо дискриминации, обеспечивающее равную оплату за труд равной ценности;
2) размер заработной платы устанавливается как одно из необходимых условий трудового договора соглашением сторон, изменение которого допускается, по общему правилу, только по их письменному соглашению;
3) основаниями дифференциации размера данного вознаграждения, учитывающими конечные результаты труда являются квалификация работника, сложность труда, его количество, качество, условия выполнения работы, личный вклад работника;
4) данное вознаграждение должно гарантировать работнику своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него и его семьи, и не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения;
5) отсутствие прямого нормативного ограничения заработной платы каким-либо максимальным пределом.
Методы правового регулирования заработной платы
Государственное регулирование заработной платы.
Государственные стандарты.
В систему стандартов включаются, прежде всего, основные государственные гарантии по оплате труда - МРОТ
Установленные стандарты условий оплаты труда юридически обязательны для каждого работодателя и не могут быть изменены с целью ухудшения положения работника даже с его согласия. В случае, если работодатель с согласия работника ухудшил указанные условия оплаты его труда, они не подлежат применению.
Кроме того, государство утверждает тарифно-квалификационные справочники, районные коэффициенты, осуществляет нормирование оплаты труда государственных служащих.
Коллективно-договорное регулирование заработной платы
осуществляется на различных уровнях: федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом), территориальном, локальном. На каждом из указанных уровней заключаются соответствующие социально-партнерские соглашения, в которых одним из основных разделов является раздел об условиях оплаты труда.
Особое место в коллективно-договорном процессе занимает такой орган социально-партнерских отношений как трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
Особое значение коллективно-договорное регулирование заработной платы
имеет на локальном уровне. ТК РФ предусматривает, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами
Индивидуально-договорное регулирование заработной платы
осуществляется самими сторонами трудового договора. В соответствии со ст. 57 ТК РФ стороны обязаны договориться о таком условии трудового договора как оплата труда. Данное условие относится к числу обязательных условий в содержании трудового договора, устанавливаемых соглашением сторон. Его отсутствие может служить основанием для признания того, что трудовой договор не был заключен. Стороны своим соглашением должны конкретизировать систему заработной платы, размер тарифной ставки, оклада (должностного оклада), указать, какие виды доплат, надбавок и поощрительных выплат работодатель обязуется выплачивать работнику, добросовестно выполняющему свои трудовые обязанности.
Тарифная система — совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий в зависимости от: сложности выполняемой работы, условий труда, природно-климатических условий, интенсивности труда, характера труда.
Тарифная система включает в себя следующие элементы:
Тарифной ставкой называется величина вознаграждения за труд определенной сложности, который произведен в единицу времени (час, день, месяц). Тарифная ставка выражена в денежной форме, ее размер растет в зависимости сложности выполняемой работы.
Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.
Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.
Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника. Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.
Тарифный коэффициент, посредством которого определяется соотношение размеров тарифных ставок в зависимости от разряда выполненной работы, указывается в тарифной сетке для каждого разряда.
Тарифно-квалификационные справочники - это перечень типичных для данного производства профессий и видов работ.
Они содержат квалификационную характеристику различных видов работ по их сложности, требования к рабочим при выполнении данной работы и разряды, соответствующие той или иной работе.
При помощи тарифно-квалификационных справочников производится тарификация работ, т.е. отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда, и тарификация рабочих, т.е. определение разряда и их квалификации.
Квалификационная характеристика каждой должности включает в себя три раздела: основные должностные обязанности служащего, основные требования к его специальным знаниям и уровень профессиональной подготовки работника (профессиональное образование, стаж работы и прочее).
Для некоторых категорий специалистов предусматриваются также квалификационные категории (к примеру, первая, вторая, третья, высшая).
Тарифная система оплаты труда предназначена для установления единого размера вознаграждения за определенный вид труда и в силу этого служит общей мерой вознаграждения за труд.
две системы (подсистемы) оплаты труда работников: 1) повременная; 2) сдельная.
Кроме указанных основных систем оплаты труда существует дополнительная к указанным системам – премиальная, которая самостоятельно не действует, сочетается с повременной либо сдельной системой оплаты труда. Премиальная "подсистема" оплаты труда – это выплата премий в соответствии с действующим у работодателя локальным нормативным актом (Положением о премировании) за выполнение заранее установленных показателей и соблюдение условий премирования. Премия включается в заработную плату работника и является одним из условий оплаты его труда (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Заработная плата при повременной системе определяется размером тарифной ставки (оклада, должностного оклада), компенсационными и стимулирующими выплатами, а также продолжительностью отработанного времени. Тарифные ставки могут быть часовые, дневные, месячные.
Повременная система оплаты труда стимулирует прежде всего повышение квалификации работников. Ее применение целесообразно на рабочих местах структурных подразделений организаций (цеха, участки и т.д.), где обеспечение высокого качества продукции, услуг является главным показателем работы, на конвейерных линиях с регламентированным ритмом, где труд не поддается точному нормированию и выработка не является основным показателем, на работах по обслуживанию оборудования, станков и т.д.
Основу повременно-премиальной оплаты труда составляет тарифная ставка (оклад, должностной оклад) и премиальные выплаты за высокоэффективный, высокопроизводительный труд работника.